Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА при благотворительных заведениях гр. Апраксина

tserkov voskresenija hristova pri blagotvoritelnyh zavedenijah grapraksina 8147 Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА при благотворительных заведениях гр. Апраксина

Когда в 1862 сгорел Апраксин двор, его владелец дал обет по возобновлении этого рынка построить церковь. Получив в 1884 разрешение, генерал-лейтенант гр. Антон Степанович Апраксин начал строить храм, почти вплотную примыкавший к зданию Министерства внутренних дел на Фонтанке, и рядом с ним – богадельню с ремесленной школой для вдов и сирот лейб-гвардии Кавалергардского полка, которым он одно время командовал.

Проект небольшого шатрового храма разработал Л. Ф. Фонтана, а строительство вел Е. Л. Лебурде. Вчерне здание было готово уже к 1889, однако его отделка, стоившая графу вместе с постройкой 1,5 млн руб., затянулась на целых пять лет. Поэтому освящение наместник лавры архимандрит Исайя произвел в присутствии графа с семьей лишь 25 июня 1894. Тогда же церковь была приписана к Спасо-Сенновскому храму (см. приходскую церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Спасо-Сенновскую).

Несмотря на скромные размеры, пятиглавая церковь в русском стиле поражала современников богатством интерьеров. В нижнем этаже находилась часовня, воспроизводившая русскую часовню при храме Гроба Господня в Иерусалиме. В ее первой половине стоял громадный мраморный сосуд для хранения святой воды, во второй – мраморная гробница с плащаницей, над которой висели две картины: „Воскресение Христово“ кисти акад. А. П. Боголюбова и „Положение во гроб“ Ф. А. Соколова.

Сама церковь, вмещавшая 200 человек, занимала второй этаж, куда вела лестница из итальянского мрамора. Стены храма были покрыты белым мрамором, над окнами высечены заповеди блаженства, а наверху шли мозаичные изображения 12 апостолов. В окнах красовались цветные витражи. Беломраморный иконостас с мозаичными образами украшала копия „Сикстинской Мадонны“ кисти А. П. Боголюбова. Царские врата с рельефными иконами были отлиты из бронзы и покрыты позолотой.

В главном куполе, который поддерживался мраморными колоннами, находилось изображение Пресв. Троицы, выполненное восковыми красками (повторение росписи храма Христа Спасителя в Москве), а в одном из малых куполов – звездное небо в полночь на 17 октября, когда случилось крушение царского поезда в Борках. На задней стене размещалась огромная картина „Исцеление слепого“ Ф. А. Соколова. Всю роспись исполнил B. C. Крюков. Богатой была утварь и ризница, выполненные лучшими русскими фирмами конца XIX века.

После того как по соседству, на Фонтанке, сгорел театр Суворина, апраксинские торговцы в 1901 просили разрешить на его месте воздвигнуть новый, более обширный храм. Это намерение не осуществилось, и театр был восстановлен.

С 1919 храм стал приходским. Последним до революции священником был прот. Николай Иаковлевич Морошкин. Закрыта церковь 6 декабря 1928. Здание стали использовать как столовую и красный уголок. В 1958–1964 на месте снесенного храма и богадельни отстроили Дом прессы по проекту арх. С. И. Неймарка и В. Ф. Хрущева.

Архивные источники

РГИА. Ф. 796. Оп. 165. Д. 1283; Ф. 797. Оп. 54 (2 отд. 3 ст.). Д. 168.

ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 11. Д. 56.

Литературные источники

Рубахин В. Ф. Графы Апраксины и их петербургская вотчина… СПб., 1912. С. 39, 72, 76–78.

Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 135–136.

Периодика

СПбВ. 1886. № 263.

ПЛ. 1889. № 210; 1894. № 172.

НВ. 1894. № 6581.

ПрЦВ. 1894. № 28. С. 953–954.

НС. 1886. № 30. С. 3; 1894. № 27. С. 133.

ЛПр. 1928. № 280.

Эта запись была опубликована в рубрике История. Добавить в закладки ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>