Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I

tserkov blag vel kn aleksandra nevskogo pri institute inzhenerov putej soobschenija imperatora aleksandra I 7728 Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I

tserkov blag vel kn aleksandra nevskogo pri institute inzhenerov putej soobschenija imperatora aleksandra I 7729 Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I

Основанный в 1809 Александром I институт занимал сперва Юсуповский дворец на Фонтанке и своей церкви не имел. В 1823 он переехал в корпус, возведенный неподалеку по проекту А. Д. Готмана, воспитанника института и ученика преподававшего в нем известного зодчего Тома де Томона, чьим первоначальным чертежом он воспользовался.

В 1825–1829 расширением института руководил П. Жако, который надстроил четвертым этажом прилегающий к главному зданию дворовый флигель, где 21 февраля 1829 епископ Ревельский Никанор освятил изящно украшенную ампирную церковь. Ее оформляли колонны белого искусственного мрамора, исполненные Г. Т. Трубниковым. Часть икон в храме написал Д. И. Антонелли, другие поступили из церкви Военно-строительного училища (см. церковь сщмч. СИМЕОНА, СРОДНИКА ГОСПОДНЯ, при Институте гражданских инженеров Императора Николая I). Освещали интерьер три люстры из золоченой бронзы работы Цаумана и Кордона и жирандоли фабрики Ч. Берда.

При очередной перестройке флигеля церковь перенесли на третий этаж и сделали двусветной, оформив в византийском стиле по проекту А. А. Докушевского. Колонны делили помещение на три нефа, своды покрывала лепка. 2 февраля 1885 состоялось освящение перестроенного храма. Золоченый иконостас был заменен новым на деньги Х. Е. Сидорова; новые образа для него пожертвовал купец И. А. Кононов.

В 1914–1915 гражд. инж. А. П. Максимов надстроил этажом главный корпус и начал (но не закончил) перестройку дворовых флигелей, которая не коснулась церкви. В ней висели мраморные доски с именами выпускников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Ежегодно 20 ноября торжественным богослужением отмечался день основания института.

С 1888 до закрытия настоятелем служил прот. Павел Димитриевич Городцев, автор популярных богословских произведений. Он умер через неделю после закрытия храма. Его предшественником в 1840–1868 был прот. Петр Стефанович Разумовский, оказавший на воспитанников большое нравственное влияние.

Церковь закрыта 23 ноября 1918, ее имущество четыре года спустя передано в Крестовоздвиженскую церковь (см. приходскую церковь ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, Ямскую Иоанно-Предтеченскую). В ближайшие после этого годы студенты и преподаватели безуспешно просили открыть храм на Пасху.

Сейчас в здании находится Государственный университет путей сообщения; в помещении церкви – читальный зал библиотеки. В 1997–2001 во дворе арх. Ю. Н. Никитиным выстроена часовня.

Архивные источники

РГИА. Ф. 206. Оп. 1. Д. 772.

ЦГИА СПб. Ф. 436. Оп. 1. Д. 14426.

Литературные источники

ИСС. Т. 6. 1878. С. 236–238.

Житков С. М. Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. СПб., 1899. С. 231–233.

Ларионов А. М. История Института инженеров путей сообщения… за первое столетие его существования. СПб., 1910. С. 192.

Шуйский В. К. Тома де Томон. Л., 1981. С. 120–121.

Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 92–93.

КЗ. 2001. Вып. 8. С. 200–202.

Эта запись была опубликована в рубрике Прогулки по Петербургу. Добавить в закладки ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>